АРХИWOOD 2024



#17

Сарай-градиент

Калужская обл., арт-парк Никола-Ленивец

nonfrozenarch

Иван Зверьков, Софья Кухтова
Фотограф:
Иван Зверьков, Софья Кухтова, пресс-служба Signal, пресс-служба арт-парка Никола-Ленивец

Объект-победитель опен-колла фестиваля Signal'22 на создание павильона на территории парка Никола-Ленивец.

При создании объектов мы используем методы, характерные для сайт-специфичных инсталляций, а также принципы синестезии музыки и архитектуры. Речь идёт о композиционных принципах и особенностях гармоничного построения объектов, основанных на синестезии музыкальных произведений и архитектурных инсталляций. Так, Сарай-градиент - визуализация "Октета" Стивена Райха. В данном случае это принципы метро-ритмического нарастания и угасания звука, визуально схожего с принципами градиентности.

Сайт-специфические методы связаны, в первую очередь, с эмоциональной оценкой места расположения инсталляции и задачей, которую мы решаем в конкретном объекте. Анализ участка дал ощущение отстраненности, удаленности. Последующие аналогии привели к образу безжизненных скелетов заброшенных ферм и производственных сооружений, возникающих повсеместно на окраинах сел и деревень. Сами эти сооружения обладают особой энергетикой, крайне атмосферны и по-своему эстетичны

Мы задались вопросом: что будет, если вдохнуть в этот образ жизнь? Что будет, если в подобной форме появится новая функция?

Размышления над функцией павильона, его восприятие как арт-пространства дали почувствовать как "скелет" обрастает новой жизненной тканью. Таким образом форма начинает проявляться, становится видимой.

Понятие "градиент" можно понимать и как возникновение, проявление, нарастание, и как растворение, слияние, угасание. Мы оставляем возможность зрителю решать самим, какие именно метаморфозы происходят с павильоном.

Сарай-градиент даёт возможность замедлиться и задуматься. Его дуалистическая структура погружает в размышления о философских категориях. Очевидное назначение павильона - укрытие - здесь не столь однозначно. С одной стороны, плотная структура укрытия тает и теряет свою функцию. С другой - структура каркаса постепенно обрастает тканью и даёт надежду посетителю получить искомое укрытие.

Зритель попадает с людной и проходной дорожки в закрытую часть сарая-градиента. Двигаться вглубь объекта он может по боковым "нефам", либо по центральному. В последнем случае зритель оказывается в сомасштабном человеческому росту нефе, который так же, как и основной объем, постепенно утрачивает свою телесность и замкнутость, и растворяется в среде. Была цель создать объект без определённой границы, продолжающийся (или начинающийся) в среде.