Архив



Дом у десятой лунки


Тотан Кузембаев, Александр Первенцев (ГАП), Сергей Саванец, Алексей Томилов; конструкторы: Марат Ильясов, Олег Вишницкий

Московская область, курорт "Пирогово"

Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Фотограф:
Илья Иванов

Место, где теперь возвышается новый деревянный дом с широкой террасой и открытыми стеклянными фасадами, заядлые гольфисты всегда называли «десятой лункой». Этот участок, имеющий небольшой перепад рельефа, с одной стороны ограничен лесом, а с другой – зеленым покрывалом гольф-полей, и все мячи, выбиваемые игроками за пределы поля, собирались именно здесь. Неудивительно, что когда к Тотану Кузембаеву обратился заказчик с просьбой построить здесь жилой дом, тот решил обыграть тему «десятой лунки» не только в названии, но и в архитектуре нового объекта.

Первоначальный проект предполагал покатую озелененную кровлю, имитирующую склон гольф-поля. В центре этой крыши архитектор даже планировал сделать самую настоящую лунку - так, чтобы, мяч, отправленный сюда неудачливым гольфистом, не потерялся на просторах домовладения, а скатился по специально сконструированной трубе прямо в руки будущим хозяевам дома. Впрочем, эта красивая идея так и осталась на бумаге, а вот название «Дом у десятой лунки» за домом закрепилось прочно.

Хотя сама лунка в итоге и не была включена в состав проекта, близкое соседство поля для игры в гольф сыграло в его судьбе решающую роль. В частности, оно предопределило ориентацию постройки на участке – для того, чтобы защитить дом от возможных случайных попаданий мячом, по его южной границе архитектор натянул ажурную стальную сетку, а главный фасад развернул на запад, подальше от полей, но зато лицом к зданию гольф-клуба, утопающему в зелени леса. Благодаря такой конфигурации объема, рядом с ним также удалось разбить уютный дворик, сохранив в нем все существующие деревья.

Само здание, в плане представляющее собой почти квадрат, являет собой пример чистой и лаконичной архитектуры. Кстати, компактный прямоугольный объем с односкатной кровлей здесь появился также совсем не случайно – по замыслу Тотана Кузембаева, это напоминание о кафе, находившемся здесь  в советские времена. Новый дом повторяет и пропорции некогда существовавшего здания, и его габариты, и даже частично архитектурное решение – например, «заимствует» полностью остекленный фасад, спрятанный под навесом покатой кровли, – но выполнен при этом из куда более качественных и экологичных материалов.

В «Доме у десятой лунки» навес организован над открытой террасой, выполняющей роль зоны отдыха с барбекю. Выстроившиеся по кромке деревянного настила террасы стройные колонны проводят условную границу между зданием и природным окружением. Небольшой простенок из деревянных ламелей, расположенный по центру, делает эту границу более осязаемой, – и одновременно это единственная ширма, скрывающая частную жизнь обитателей дома от посторонних взглядов, так как панорамное остекление фасада доверчиво раскрывает жилое пространство на живописную лесопарковую территорию.

Сразу за вереницей колонн рельеф уходит круто вниз, из-за чего дом кажется выше и стройнее, хотя на самом деле в нем всего один полноценный наземный этаж (еще один цокольный и еще один – антресольный). Отделка фасадов выполнена панелями из шпонированного и тонированного дерева  производства итальянской фирмы Pagano, которая давно и тесно сотрудничает с курортом «Пирогово». Говоря о преимуществах этого вида отделки, Тотан Кузембаев отмечает необыкновенную теплую текстуру, которую итальянцы придают дереву, и ее высочайшие потребительские свойства.

С левой стороны от главного фасада организован въездной пандус в цокольный этаж, где расположены гараж, тренажерный зал и сауна. Первый этаж занят просторными гостевыми спальнями, столовой, кухней и большой гостиной со вторым светом. На антресоли, куда ведет компактная маршевая лестница, может быть устроена библиотека или рабочий кабинет. Надо сказать, что авторы старались разработать максимально свободное и гибкое планировочное решение, которое может без труда меняться в зависимости от потребностей жильцов. Этот дом изначально строился на продажу, поэтому над архитекторам не довлел клиент с конкретными требованиями по планировке – по словам Тотана Кузембаева, проектировщики получили от предоставленной им свободы несказанное удовольствие, но стремились использовать пространство максимально эффективно. Отсюда, например, такие большие детские и спальни (более 30 кв.м каждая), цельное и светлое пространство гостиной, объединенное со столовой, и огромные пролеты окон вместо глухих стен.

Тем же стремлением оставить будущим хозяевам простор для творческой мысли объясняется почти японский минимализм интерьеров. Преимущественно это белые стены и потолки из гипсокартона, расчерченные балками из темного дерева. Но тем явственнее проступают еще не замутненные декором главные черты внутреннего пространства – его наполненность светом и гармония пропорций. Мебель и дизайнерские предметы, формирующие интерьер в настоящее время, предоставлены фирмами-производителями, и, так же как и дом, являются предметом продажи. Будущий владелец сам сможет решить, каким будет наполнение его дома, и почему-то кажется, что он непременно отдаст предпочтение сдержанной и стильной простоте обстановки, идеально сочетающейся с архитектурой Тотана Кузембаева.

текст: Алла Павликова (для сайта «Архитектура России»)

http://archi.ru/russia/news_current.html?nid=44236