Архив



Часовня Иоанна и Лонгина Яренгских


Вера Колтовая (проект реставрации, ФГБУ «Национальный парк “Кенозерский”»), Михаил Климов (руководитель работ)

Национальный парк «Онежское Поморье», деревня Яренга


Часовня Иоанна и Лонгина — все, что осталось от Яреньгского монастыря, построенного в 1636 году соловецкими монахами. Иоанн и Лонгин Яреньгские жили в XVI веке и были иноками Соловецкого монастыря, когда игуменом обители был святой Филипп (впоследствии – митрополит Московский). В 1561 году преподобные Иоанн и Лонгин отправились по монастырским делам в Тверскую землю. На обратном пути на Белом море их застигла буря, судно было разбито, и святые Иоанн и Лонгин утонули. Через некоторое время тела святых были обретены нетленными в 120 верстах от обители, в устье реки Сосновки, и были положены в часовне во имя Святителя и Чудотворца Николая в Яреньге. Со временем на месте погребения святых иноков возник монастырь, святые мощи были перенесены в новосооруженный храм обители. К моменту, когда «Онежское поморье» стало частью Кенозерского заповедника, часовня была в руинированном состоянии.

Проект реставрации часовни Иоанна и Лонгина разработала главный архитектор ФГБУ «Национальный парк “Кенозерский”» Вера Колтовая. Строительные материалы для работы были доставлены из Каргопольского сектора Кенозерского национального парка, а работы проводились  совместными усилиями Парка и местных жителей. Правда, у партисипаторного проекта были проблемы: «Лучше бы эту часовенку перенесли в нашу Яреньгу, – написала на страничке Яреньги ВКонтакте Екатерина Груздева. – Пожилые бы туда ходили. А я, сколько в деревне жила – ни разу её не видела, т.к. находится она в недоступном месте. Просто так до неё не сходишь. И для кого же её восстанавливать – для туристов, которые не особо и ценят наши края?» А когда работы шли к самому завершению, у кого-то поднялась рука украсть из часовни строительные материалы, которые планировалось использовать для обшивки ее внутренних помещений — доски, доставленные из Кенозерья.

Тем не менее, работы прошли в августе 2017 года, руководил реставрацией Михаил Климов, опытный плотник-реставратор, принимавший активное участие в воссоздании храмового ансамбля в селе Нёнокса и Сретенской церкви в Заостровье. В начале работы часовню пришлось разобрать, снять с нее крышу. Все детали строения были тщательно промаркированы, проведена фотофиксация. В процессе выяснилось, что нескольких венцов не хватает, а некоторые полностью сгнили, пришлось их заменить. Сырье для замены искали на берегу моря: изначально часовня была сделана из сосны и частично из мореной ели.  Во время работы Михаил Климов остался верен исходным материалам. Единственное новшество, на которое решились — на первый слой крыши положили рубероид. «Таким образом, крыша будет гнить меньше. Ранее, скорее всего, использовали берестяные маты. Для этого брали бересту, складывали, сшивали ее. Затем укладывали внахлест, как черепицу, чтобы перекрыть листы», — сказал Климов. – Восстановленная часовня очень крепкая. Будет за ней уход — простоит долго. Мы её приподняли, воде внутрь не попасть. Осталось вокруг нее сруб сделать и песком его наполнить — тогда и дюны будут не страшны. Конечно, из новых материалов было бы сделать проще. Многие так и поступают. Но это была бы уже копия».